Деятельность педагога в системе дистанционного обучения.
Педагог несет ответственность за качество обучения, поэтому ему необходимо быть хорошо подготовленным методически и содержательно к образовательному процессу, уметь работать с программным обеспечением, сервисами сети Интернет, также он должен владеть дистанционными методиками преподавания и знанием особенностей построения образовательного процесса в виртуальной среде.
Условия проведения дистанционного обучения могут отличаться по режиму взаимодействия педагога и обучающегося.
Существуют два вида режима:
Offline - местонахождение и время не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме;
Online – обучающийся с родителем (законным представителем) и педагог находится у автоматизированного рабочего места.
Дистанционное занятие в режиме offline выкладывается в методическую копилку Виртуального детского сада (электронный ресурс) и заказчик (родитель (законный представитель) обучающегося) может воспользоваться им в любое удобное для себя время самостоятельно.
Содержанием занятий может быть:
Двигательная активность: ограничена размерами комнаты, не предполагает активные игры с бегом, метанием, прыжками. Это могут быть:
-спортивные разминки,
-физминутки с описанием движений и текста,
-игры малой подвижности (с участием от 2-х человек)
-пальчиковые игры, опять же с текстом и описанием действий.
-игры со спортивным оборудованием, но не активные. (н-р упражнения со скакалкой, ходьба по скакалке (канату), прокатывание мяча и т.п.)
Все это моет быть оформлено ссылками на интернет ресурс или текстом с картинками.
Познавательная деятельность.
Беседы о событиях: необходим перечень вопросов, уточнение для родителей, на что обратить внимание, ссылка или сам текст рассказа взрослого, ссылка на видеофайл, презентация, картинки. Самое главное коротко, что должен ребёнок усвоить в результате беседы, какой объем знаний он должен получить. Каким образом это проконтролировать.
Н-р: отгадать кроссворд (который вы придумаете), сделать книжку-малышку или лист-презентацию, коллаж по теме, схематическое изображение (пищевая цепочка, схема развития, роста животного, цветка, человека) и т.д.
Эксперименты, опыты.
Необходимо написать для какой цели вы это проводите, что должен узнать ребёнок в результате проведенных действий. Для родителей: алгоритм выполнения опыта (эксперимента), необходимое оборудование, результат. Продумать форму отчета: рисунок, фото, рассказ и т.д. В описание задания можно добавить (даже нужно) картинки, видео файлы.
Продуктивная деятельность (художественно-эстетическая).
Рисование.
Указываем тему и то, чему должен научиться ребенок. Для родителей поэтапное выполнение работы или описание техники выполнения. Лучше все это сопровождать картинками или видеофайлами.
Лепка.
Все тоже, что и в рисовании. Но можно добавить лепку из теста (мука у всех есть дома). Сначала слепим, потом разрисуем или испечем. Опять же: дать рекомендации по приготовлению теста для лепки или выпечки.
Аппликация.
Тоже что и для предыдущих видов деятельности. Но не у всех дома есть цветная бумага. Зато есть рекламные буклеты, салфетки. Придумайте аппликацию с рекламными буклетами (вырезать из буклета картинки и наклеить по отделам продуктового магазина, собрать подарок другу, приклеить картинки на определённый звук и т.п.) Из салфеток выполнить объёмную аппликацию.
Конструирование.
Можно дать общую тему, без опоры на вид конструктора. Например: дом для бегемота, зоопарк, дом мечты и т.п. Пусть сделают его из любого вида конструктора или даже из стульев и покрывал, коробок, из того что у них есть. Фантазия у детей богатая, а родители способны на творчество.
Математика.
Логические задания, игры, упражнения. Все с подробным описанием, картинками, результатом. Родители должны понимать, чему они научат ребенка. Пересчитать дома кастрюли (количественный счет), найти спрятанную игрушку (ориентация в пространстве), разобрать игрушки по видам (классификация), нарисовать план комнаты (пространственное мышление) и т.д.
Графические диктанты.
Подробная инструкция с чего начать, как диктовать, в какой руке карандаш, как лежит листок, где родитель в это время. Рисунок того, что должно получиться.
Развитие речи.
Артикуляционные гимнастики. Объясните родителям для чего это нужно, как это важно. Необходимо или нет зеркало. Подробное описание гимнастики или ссылка на видеоролик.
Грамота.
В какие игры поиграть, цель игры, последовательность действий. Рекомендации по определению звука в слове (уверяю Вас, родители уже забыли, как определять твердый и мягкий звук, делить слово на слоги, как выделить первый звук или определить ударный слог). Можно предложить совместные речевые игры типа «города» (кто больше назовет слов на определённый звук), а потом выявить лидера в группе. Игры на словообразование, придумывание тематических кроссвордов, мнемотаблиц, ребусов.
Чтение литературы.
Чтение. Предлагая родителям, прочитать какое-либо произведение, определите для чего это надо. Прикрепите текст произведения, чтобы родители его не искали, можно сделать ссылку на аудио файл. Напишите, какая работа должна быть после прочтения текста. Что вы хотите взамен: рисунок, придуманное продолжение или что-то еще.
Заучивание стихотворения. Обязательно само стихотворение, можно опорную таблицу для заучивания. Предложите флешмоб по результатам заучивания.
Драматизация сказок. Предложите разыграть спектакль по знакомому произведению или вновь прочитанному. Опишите технологию изготовления театра: теневой, плоскостной, на втулке от туалетной бумаги и т.д. Можно предложить драматизацию, где у каждого члена семьи своя роль. Родители и дети изготавливают костюмы, декорации.
Музыка.
Прослушивание музыкальных произведений. Напишите, почему Вы предлагаете прослушать именно это произведение, в исполнении кого оно должно звучать. О чем говорить с ребёнком после прослушивания. Прикрепите файл с произведением или сделайте ссылку.
Исполнение песен. Предложите разучить какую песню всей семьёй, возможно, обыграть её. Устроить концерт для родителей или бабушки, запустите флешмоб с исполнением песни. Сделайте ссылку на музыкальный файл.
Игра на музыкальных инструментах. Можно предложить устроить домашний оркестр на ложках, шумовой оркестр и т.п.
САМОЕ ГЛАВНОЕ!
Обращайтесь к родителям корректно, пишите пояснительные записки к заданиям!
Объясните куда они могут прислать отчет о выполненном задании (по желанию).
Некоторые технические советы:
-Подкрепляйте тексты картинками, иллюстрациями, схемами (лучше в едином стиле)
Не шлите все подряд. Пришлите сначала материал по одной теме (например математика), а следующим письмом другое задание (по другому виду деятельности или теме).
Дистанционный формат работы предоставляет и воспитателям уникальные возможности по повышению своей квалификации, ведь через различные методические объединения можно обмениваться опытом со своими коллегами, участвовать в онлайн мероприятиях (вебинары, видеоконференции), а также пройти дистанционное обучение на курсах повышения квалификации, в том числе тематические курсы.