Улыбка МБДОУ Детский сад № 14 "Улыбка"
19 августа 2019 Карта проезда
8 (34922) 3-83-67 mdou14@edu.shd.ru

Консультация для родителей группы "Елочка" - «Сюжетно - ролевая игра»

Игра - ведущая деятельность дошкольника.

Игра – характеризует уровень развития ребенка. В игре формируются психические процессы, навыки, умения, познавательные и коммуникативные способности, игра способствует психоэмоциональному развитию ребёнка.

У детей во второй младшей группе сюжетно ролевые игры характеризуются не сложным сюжетом игры, где большое значение имеет непосредственное участие взрослого, который берет на себя ведущую роль.

В начале года характерны игры рядом: каждый ребенок играет в свою игру, даже если ребята играют рядом в машинки или посуду, то каждый выполняет свое действие, которые не связаны между собой одним сюжетом.

 К концу учебного года дети начинают играть вместе по 2, 3 ребенка в игре. Выделяется лидер, который начинает игру и предлагает другим.

Для обогащения представлений об окружающем мире, необходимых для сюжетной игры добавляются игры с постройками. Поэтому следует формировать необходимые умения и устойчивый интерес к конструированию. Нужно не забывать и про игры с песком и водой.

Особое место в руководстве сюжетно-ролевой игрой занимает подбор игрового материала, обыгрывание новых игрушек в форме театрализованного представления.

На развитие содержания детских игр существенно влияет изготовление игрушек - самоделок, которые делают игровые интересы более устойчивыми.

Хорошую помощь в поддержании игры оказывают:

- наводящие вопросы,

- напоминание и советы,

- индивидуальная беседа по картинкам,

- рассказ о том или ином действующим лице или явлении.

Если дети по-настоящему увлечены игрой, то они играют в серьез, искренне переживая чувства своего героя. Необходимо поддерживать интерес к роли, в ходе игры, обучать малышей необходимым умения, подсказывать действия. Надо помнить, что отсутствие представлений об окружающем мире и навыков, необходимых для игрового образа и сюжета, приводит к угасанию сюжетно-ролевой игры или отказу от роли.

Рекомендуемые игры во второй младшей группе.

В рекомендуемых играх будет использоваться конструирование и обогащение жизненного опыта ребенка.

                                               Игра «Поезд».

Цель: обучение детей реализации игрового замысла.

Игровой материал: строительный материал, игрушка поезд, демонстрационный материал (изображение поезда), руль, сумки, куклы, игрушки животные, матрешки или мелкие игрушки, предметы заместители. 

Возраст: 3-7 лет.

Подготовка к игре.

 Подготовку к игре педагог или родитель начинает с показа детям настоящего поезда (демонстрационный материал - картинка поезда, видеоролик, презентацию).  Для обогащения жизненного опыта и формирования образа. Проводим анализ изображения, выделяем основные признаки (локомотив, вагоны, едет по рельсам и т.д.)

Следующий этап подготовки к игре - обыгрывание с детьми игрушки – поезда. Воспитателю (родителю) вместе с детьми надо построить рельсы, мост, платформу. На платформе поезд будут ждать пассажиры, которые потом поедут на нем в пункт назначения (на дачу, в гости и т.д.) В результате обыгрывания игрушки дети должны понять, что и как можно с ее помощью изобразить.

Последний этап – обучение подвижной игре «поезд». Взрослый локомотив, дети вагончики. Двигаясь, поезд должен гудеть, вращать колеса, ускорятся, замедлятся.

После того как подвижная игра будет освоена детьми, можно приступить к обучению сюжетно-ролевой игре.

Ход игры.

Надо приготовить поезд, для этого можно составить стульчики, построить из строительного материала вагончики), взять руль. Объяснить детям что это поезд, а они пассажиры (дать малышу роль), кукол, зверушек можно посадить в вагончики, игрушки то же будут пассажирами. Взрослый берет на себя ведущую роль машиниста. Машинист объявляет посадку, станции, показывает как управлять поездом. Пассажиры берут свой багаж, могут взять с собой, могут оставить в багажном вагоне (можно обыгрывать любые варианты, чем больше, тем лучше).  На остановке выходят гулять или выходят совсем из поезда, здесь учитываются желания детей.

 Дальнейшее руководство игрой направлено на ее усложнение. Пассажиры должны покупать билеты, появляются роли кассира и кондуктора, появляется цель поездки: место назначения, поездка в гости и т.д. С освоением одного этапа предлагается следующий более сложный с большим количеством ролей.  Появляется проводник поезда, механик, который ремонтирует поезд.

Играя с детьми фантазируйте, направляйте своего малыша, развивайте его.

 

Игра «Собираемся на прогулку».

Цель: разви­вать у детей умение подби­рать одежду для разного сезона, научить правильно назы­вать элементы одежды, закреп­лять обоб­щен­ные поня­тия «одежда», «обувь», воспи­ты­вать забот­ли­вое отно­ше­ние к окружающим.

Игровой материал: куклы, одежда для всех пери­одов года (для лета, зимы, весны и осени), маленький шкаф­чик для одежды и стульчик. Можно пригласить сказочного героя вместо куклы, персонаж мультфильма, которого может играть взрослый.

Возраст: 3–4 года.

Ход игры: в гости к детям прихо­дит новая кукла (сказочный герой, персонаж мультфильма). Она знако­мится с ними и просит помочь одеться, так как хочет пойти погулять. Дети достают из шкаф­чика кукольную одежду, назы­вают ее, выби­рают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспи­та­теля в правильной после­до­ва­тельности они одевают куклу (сказочного героя, персонажа мультфильма). Затем дети одева­ются сами и выхо­дят вместе с куклой на прогулку. По возв­ра­ще­нии с прогулки дети разде­ва­ются сами и разде­вают куклу в нужной последовательности, коммен­ти­руя свои действия.

 

Игра «Магазин».

Цель: научить детей клас­си­фи­ци­ро­вать пред­меты по общим признакам, воспи­ты­вать чувс­тво взаимопомощи, расши­рить словар­ный запас детей: ввести поня­тия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».

Оборудование: все игрушки, изоб­ра­жа­ющие товары, кото­рые можно купить в магазине, распо­ло­жен­ные на витрине, деньги.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает детям размес­тить в удоб­ном месте огром­ный супер­мар­кет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булоч­ная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самос­то­ятельно расп­ре­де­ляют роли продавцов, кассиров, торго­вых работ­ни­ков в отделах, рассор­ти­ро­вы­вают товары по отде­лам – продукты, рыба, хлебо­бу­лоч­ные изделия, мясо, молоко, быто­вая химия и т. д. Они прихо­дят в супер­мар­кет за покуп­ками вместе со своими друзьями, выби­рают товар, сове­ту­ются с продавцами, расп­ла­чи­ва­ются в кассе. В ходе игры педа­гогу необ­хо­димо обра­щать внима­ние на взаимо­от­но­ше­ния между продав­цами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отде­лов и това­ров может быть в супермаркете.

Игра «Игрушки у врача».

Цель: учить детей уходу за больными и пользо­ва­нию меди­цин­с­кими инструментами, чуткость, расши­рять словар­ный запас: ввести поня­тия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура».

Игровой материал: куклы, игру­шеч­ные зверята, герои мультфильмов, меди­цин­с­кие инструменты, таблетки, ложечка, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает поиграть, выби­ра­ются Доктора и Медсестру, остальные дети берут в руки игру­шеч­ных зверю­шек и кукол, прихо­дят в полик­ли­нику на прием. К врачу обра­ща­ются паци­енты с различ­ными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прище­мила дверью пальчик и т. д.  Доктор осмат­ри­вает больного, назна­чает ему лечение, а Медсес­тра выпол­няет его указания. Неко­то­рые больные требуют стаци­онар­ного лечения, их кладут в больницу. Дети стар­шего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специ­алис­тов – терапевта, окулиста, хирурга и других извес­т­ных детям врачей. Попа­дая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспи­та­тель обсуж­дает с детьми, можно ли было этого избежать, гово­рит, что нужно с большей забо­той отно­ситься к своему здоровью. В ходе игры дети наблю­дают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, изме­ряет температуру. Воспи­та­тель напо­ми­нает о том, чтобы выздо­ро­вев­шие игрушки не забы­вали благо­да­рить врача за оказан­ную помощь.

                         Игра «Едим в гости к Маше и Мише».

Цель: закреплять название диких животных (волк, еж, медведь, лиса и т.д.), воспитывать доброжелательное отношение к ближнему.

Игровой материал: игрушки персонажи, строительный материал, чайный сервиз, подарок (любой предмет, который выберут дети, торт, и т.д.).

Возраст: 3-5 лет.

Ход игры.

Дети садятся в поезд, приезжают на станцию направляются в лес, встречают лесных жителей и спрашивают где живет медведь. Звери  показываю дорогу  к дому медведя, дети знакомятся с Мишей и Машей, дарят подарок, пьют чай. Сюжет может усложнятся и развиваться в соответствии с ситуацией. Можно пригласить Машу и медведя в гости в детский сад.  Дети могут брать роли персонажей на себя.

Игра усложняется в соответствии с возрастом и с учетом усвоения ее детьми, подготовительный этап необходим, для обогащения жизненного опыта ребенка, для понятия роли (этапы проведения игры см. игру «паровоз»).

Игры можно проводить, как и с классической куклой, так и с героем прочитанной книги, с любимым персонажем мультфильма. Учитывайте интерес ребенка. Один предмет можно представлять по- разному, например, стул может быть вагоном, креслом, прилавком, будкой и т.д.

Игра-дело серьезное!

Играйте со своими детьми, развивайте их в игре и в ответ получите улыбку своего любимого малыша.