Улыбка МБДОУ Детский сад № 14 "Улыбка"
15 октября 2019 Карта проезда
8 (34922) 3-83-67 mdou14@edu.shd.ru

О программе "Будь здоров, как Максим Орлов!"

                                                                                                                                                                                                                                                                           

Программа дошкольного образования

по формированию культуры здорового образа

жизни  и патриотическому воспитанию

детей подготовительной группы

«Будь здоров, как Максим Орлов!»

Программа дошкольного образования по формированию культуры здорового образа жизни  и патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Будь здоров, как Максим Орлов» (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и задачами «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».  

Программа предназначена для детей подготовительной группы дошкольных образовательных организаций (6-7 лет) и адресована:

- руководителям образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования;

- методистам;

- воспитателям дошкольных образовательных организаций;

- инструкторам по физической культуре;

- родителям.

Программа систематизирует знания детей о здоровом образе жизни, полученные в дошкольном детстве, закладывает базовый уровень навыков здоровьесбережения, гражданственности, патриотизма и направлена на преемственность связей с последующим уровнем образования (начальная школа).

Программа подготовлена с учётом интеграции различных образовательных областей, представляет собой систему работы с детьми, рассчитанную на три  месяца, и предусматривает вариативность её использования, внесение изменений и дополнений в соответствии с приоритетами в работе с детьми конкретной дошкольной образовательной организации.

Программа обеспечена дидактическим учебно-методическим комплектом.

Программа разработана по инициативе Правительства Омской области.

Автор Программы: Аристова Юлия Владимировна, филолог, писатель.

Куратор проекта: Петрова Е. А., доктор психологических наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук, действительный член и Президент Академии имиджелогии, зав. кафедрой социальной психологии РГСУ. Член Российского психологического общества, член правления Московского отделения РПО, руководитель секции психологии имиджа.

Консультационная поддержка: Цветкова Т.К., руководитель Учебного центра АНО «Международная Академия спорта Ирины Винер».

Пояснительная записка

Ключевая задача современной государственной политики, направленной на модернизацию страны, – обеспечение процесса развития личности россиянина, процесса, главными аспектами которого являются: укрепление здоровья, привитие ценностей здорового образа жизни, духовно-нравственное и гражданско-патриотические воспитание.

В первую очередь это касается подрастающего поколения страны.

Забота о детях сегодня – это забота о будущем России, для этого в настоящее время консолидируются усилия всего общества, при этом ведущая роль отдается системе образования как основной базе для взращивания молодого потенциала страны.

Гармоничное развитие детей, привитие им навыков культуры здорового образа жизни и духовных ценностей – это не просто механизмы воспитания, а большая и ответственная педагогическая деятельность по выявлению и конструктивному использованию наилучшего опыта в создании новых форматов работы с ребятами, начиная с раннего возраста их развития.

Огромную поддержку в этой работе оказывает сформированная государственная законодательная и нормативно-правовая база.

В настоящее время особую актуальность приобретают такие важные направления деятельности образовательных организаций, как:

–   формирование у ребят ценностей здоровья и культуры здорового образа жизни;

– создание системы и механизмов сотрудничества образовательной организации и семьи в области формирования культуры здорового образа жизни детей, их родителей и педагогов.

Одновременно в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (Указ Президента Российской Федерации от 1 июня    2012 г. № 761) отмечен ещё один аспект в воспитании подрастающего поколения, – низкий уровень этического, гражданско-патриотического развития детей, проблема, связанная с влиянием западной культуры и сети Интернет. В документе говорится о необходимости формирования новой  общегосударственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение, а также внедрения современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на создание российской гражданской идентичности.

В свете вышесказанного особое значение приобретает процесс дошкольного образования и воспитания ребёнка, начиная с ранних лет его жизни, «зелёную улицу» которому предоставил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). Он позволяет, с одной стороны, утвердить и защитить специфику дошкольного детства как физически и психологически особого периода развития ребёнка, а с другой – обеспечить целостность и преемственность  системы российского образования.

 Генеральной линией ФГОС ДО является развитие личности ребенка, которое происходит в процессе освоения им общекультурных норм, способов деятельности, общений. Это делает содержание дошкольного образования базисным и многоаспектным и даёт возможность с раннего детства развивать у ребят значимые личностные качества (активность, самостоятельность, ответственность, толерантность, любознательность, открытость, патриотичность, понимание собственного участия в сохранении своего здоровья, пр.).

Настоящая Программа направлена на решение задач ФГОС ДО в области формирования общей культуры личности детей. Она пополняет и систематизирует их знания о здоровом образе жизни, закладывает у них навыки здоровьесбережения, гражданственности, патриотизма, формирует нравственные качества личности и предпосылки для их дальнейшей успешной учебной деятельности.

Цель Программы: создание модели образовательного процесса по формированию у детей самостоятельности и ответственности в вопросах сохранения и укрепления своего здоровья, мотивации к занятиям физической культурой и спортом, основ гражданственности и патриотичности. 

           Задачи Программы:

-  формирование у детей основ культуры здорового образа жизни;

- укрепление здоровья и повышение функциональных возможностей организма воспитанников;

- развитие у детей двигательной активности и мотивации к занятиям физической культурой и спортом;

- создание условий для формирования интегративных качеств личности ребёнка;

- воспитание навыков собственного здоровьесбережения,  коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

- воспитание уважения к отечественным традициям и социокультурным ценностям;

-  формирование знаний о спортивных достижениях нашей страны;

         - формирование основ гражданственности и патриотизма.

Концептуальные подходы.

Программа создана в концепции развивающего обучения и предполагает системно-деятельностный, компетентностный подход к образованию детей дошкольного возраста.

Программа учитывает навыки и умения, которыми обладает ребёнок в настоящее время (в том числе способности, данные с рождения), и предлагает педагогические приёмы, которые позволяют реализовать задачи и приобрести  навыки, умения сначала только при помощи взрослого, а потом –  самостоятельно.

Программа предполагает последовательное обращение к образно-ассоциативному ресурсу, эмоциональной, ассоциативной и мышечной памяти ребёнка.

В её содержании заложены идеи амплификации детского развития (обогащение развития ребёнка как личности) А.В. Запорожца – максимальное обогащение содержания специфически детскими формами игровой практической и изобразительной деятельности, а также общения детей друг с другом и со взрослыми с целью формирования психических свойств и качеств, для возникновения которых в раннем детстве создаются наиболее благоприятные предпосылки.

Главным способом реализации содержания программы являются беседа, чтение и заучивание отдельных фрагментов «поэмы», в которых в стихотворной форме заложены основы знаний, планируемые для освоения детьми. Это выстроенная система повествования о важности тех ценностей нашей жизни, формирование навыков которых отражено в цели и задачах Программы.

Важной составляющей процесса реализации Программы является разнообразная игровая деятельность, осуществляемая ребёнком совместно с другими детьми и взрослыми.

Программой предусмотрена теоретическая подготовка детей в области физической культуры, ценностей здорового образа жизни, духовно-нравственных и патриотических традиций России.

Программа предполагает творческий подход воспитателей к процессу её реализации и активное участие в нём родителей.

Принятый воспитательный образ (идеал) – это высоконравственный, сознательный гражданин России, принимающий её судьбу как свою личную, осознающий ответственность за своё здоровье, настоящее и будущее своей страны.

Основные принципы реализации Программы.

Основным принципом реализации Программы является создание максимально благоприятных ситуаций для развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, социальными возможностями и врождёнными способностями.

В целях организации качественной работы по указанному принципу предполагается также использование  таких принципов, как:

–    системный подход, реализация образовательного содержания «от общего к частному»;

– принцип «единства аффекта и интеллекта» (Л.С. Выготский) –  интегрированный подход к организации процесса освоения предлагаемого содержания Программы;

– развитие у детей навыков поисковой деятельности, т. е. создание проблемных ситуаций, которые будут мотивировать ребёнка к самостоятельному поиску возможностей их разрешения;

–  практическое экспериментирование – использование различных ресурсов для решения поставленной задачи (беседы, поэзия, игры, рисунок, пр.);

– учёт индивидуальных особенностей (в том числе лидерских качеств, инициативности, различий в темпе выполнения задач, пр.);

– создание условий для мотивации к саморазвитию (развитие у детей желания в различной свободной деятельности повторять (дополнять) пройденный материал);

– использование всех видов восприятия информации (визуального, аудиального, кинестетического);

–   использование формата диалога (ребёнка с взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и родителями) как основной базы процесса передачи информации.

Использование указанных принципов при организации и осуществлении учебного процесса с детьми дошкольного возраста будет способствовать их полноценному психическому развитию, качественному восприятию всего учебно-развивающего материала Программы, сохранению положительной эмоциональной обстановки в коллективе дошкольной организации в целом и на занятиях по Программе в частности и способствовать решению задач по здоровьесбережению ребят.

Уникальность  Программы заключается в создании творческих условий для гармоничного развития личности посредством использования в воспитательном процессе эксклюзивного авторского подхода к изложению учебного материала и созданию интегративных схем его подачи детям (разнообразные формы устного изложения, наглядности, игровой деятельности, пр.).

Основные акценты содержания Программы направлены на формирование у детей мотивации  к здоровому образу жизни,  навыков здорового питания,  способствуют воспитанию у них с ранних лет нравственных качеств, основ патриотизма и российской гражданской идентичности.

Особенность программы заключается в подборе дидактических материалов, основанных на поэме Юлии Аристовой «Будь здоров, как Макс Орлов», которые создают возможность всем участникам реализации Программы (дети, педагогические работники и родители) творчески решать поставленные задачи.

        Ещё одной актуальной положительной чертой Программы является её нацеленность на укрепление конструктивного альянса «ребёнок-воспитатель-родители» по многим важным вопросам жизнедеятельности детей. Эффективные формы социально-делового и психолого-педагогического партнёрства всех участников образовательных отношений, приёмы приобщения родителей к процессу реализации Программы заложены в специальном пособии о  здоровом образе жизни в виде детской книжки с заданиями, обеспечивая просвещение родителей по вопросам гармоничного развития ребёнка, его правильного питания и роли физической культуры в жизни маленького человека.